Разборка, проверка и ремонт генератора


МОДЕЛИ С ДВИГАТЕЛЕМ K7J ИЛИ К7М И MEХАНИЧЕСКИМ РУЛЕВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ

Моменты затяжки
Болты ограничителя переднего подшипника моментом З Нм
Гайка шкива моментом 117 Нм
Болты переднего подшипника моментом 4 Нм
Болты регулятора напряжения моментом 4 Нм
Гайка клеммы В 16 Нм
Болт мостового выпрямителя 4Нм

Снятие

• Установите автомобиль на двухстоечный подъемник.

• Отключите аккумуляторную батарею.

• Снимите:

- ремень привода вспомогательного оборудования,

- генератор.

Проверка генератора

• Выполните проверку генератора на стенде по схеме, приведенной выше, используя:

- амперметр со шкалой 0 -150 А (для генератора на 110 А) или амперметр со шкалой 0 -100 А (для генератора на 70 А),

- вольтметр со шкалой 0 - 30 В,

• Резистор с переменным сопротивлением, более 150 А (для генератора на 110 А) или резистор с переменным сопротивлением, более 100 А (для генератора на 70 А).

а - Проверка регулируемого напряжения

• Замкните контакт (SW1), при этом контакт (SW2) должен быть открыт. В этом случае контрольная лампа (LA) должна гореть: если она не горит, измерьте напряжение на клемме L

• Проверьте, приближено ли значение напряжения на генераторе (ALT) (клемма L, контакт 1) к значения напряжения аккумулятора.

Низкое напряжение указывает на то, что контрольная лампа или ее проводка неисправна.

• Постепенно увеличивайте частоту вращения генератора, наблюдая, как контрольная лампа загорается при частоте вращения 2000 об/мин. Напряжение выше 15 В указывает на неисправность регулятора. Если подаваемое напряжение не превышает напряжение аккумулятора, генератор не вырабатывает ток.

В этом случае следует снять генератор, чтобы выявить неисправный компонент.

• Постепенно повышайте частоту вращения генератор» до 5000 об/ мин.

Если показания амперметра не превышают 5 А, измерьте напряжение: это регулируемое напряжение. Так как регулятор является элементом термокомпенсации, регулируемое напряжение изменяется в зависимости от температуры регулятора. Если температура превышает 10*С, регулируемое напряжение снижается приблизительно на 0 - 0,12В.

• Если значение тока генератора превышает 5 А, продолжите зарядку, пока он не опустится ниже 5 А или замените аккумулятор (ВАТ) заряженным.

Замените регулятор напряжения, если регулируемое напряжение не равно 14,4+ 0,3 В (при 20'С).

b - Проверка тока

• Замкните контакт (SW1): контрольная лампа должна гореть.

• Увеличьте сопротивление нагрузки (R) до максимального значения (уменьшите значение тока).

• Замкните контакт (SW2). Установите частоту вращения генератора 3000 об/мин.

• Отрегулируйте сопротивление нагрузки так, чтобы напряжение на клемме В составляло 13,5 В.

• Через 30 минут отрегулируйте сопротивление нагрузки, обеспечив на клемме В напряжение, равное 13,5 В.

• Увеличьте частоту вращения до 6000 об/мин.

• Проверьте показания амперметра: значение должно составлять не менее 72,5 А для генератора на 70 А и не менее 108 А для генератора на 110 А (измерения проводить в нагретом состоянии).

Если указанные величины не соответствуют норме, снимите генератор, чтобы выявить неисправный компонент.

Ремонт

1 - Замена ротора

а - Снятие

• Отметьте положение установки переднего и заднего подшипников.

• Отверните болты (1) переднего подшипника.

Примечание:
Во избежание повреждения обмотки статора не вставляйте отвертку дальше, чем на 2 мм.

• Отсоедините передний подшипник, шкив и ротор в сборе от статора и заднего подшипника в сборе, используя отвертку с плоским наконечником.

Примечание:
Следите за тем, чтобы не повредить полюсы ротора при снятии гайки шкива.

• Установите шкив в тиски, проложив между губками старый ремень, чтобы не повредить шкив.

• Снимите:

- гайку шкива (2),

- обводной ролик,

- передний подшипник.

• Снимите проставку (4).

Примечание:
Если при работе переднего подшипника слышен шум или подшипник вращается рывками, рекомендуется проверить состояние подшипника, когда он установлен в корпус.

• Проверьте состояние переднего подшипника на предмет:

- посторонних шумов,

- утечки смазочного вещества (если утечка небольшая, протрите и удалите следы смазки),

- неравномерного вращения.

• Снимите:

- четыре болта (3) ограничителя подшипника,

- ограничитель подшипника.

• Извлеките подшипник из корпуса переднего подшипника.

Примечание:
• Если при работе заднего подшипника слышен шум или подшипник вращается рывками, рекомендуется проверить состояние подшипника, когда передний подшипник установлен на вал.

• Задний подшипник не является самостоятельной зап. частью и не поставляется отдельно. Если подшипник неисправен, замените ротор.

• Проверьте подшипник на предмет:

- посторонних шумов,

- утечки смазочного вещества (если утечка небольшая, протрите и удалите следы смазки),

- неравномерного вращения.

Примечание:
Коллектор не поставляется отдельно, предусмотрена поставка коллектор», установленного на ротор.

• Измерьте диаметр коллектора: минимальное допустимое значение диаметра коллектор» при износе составляет 22 мм.

• Проверьте компоненты, которые могут иметь чрезмерный износ: щетки, сопротивление обмотки ротора, подшипники на предмет утечки, наличие следов масла, др.

• Проверьте наличие соединения обмотки с «массой», измерив сопротивление между кольцами коллектора и валом или полюсами ротора: сопрютивление должно быть бесконечным.

• Измерьте сопротивление обмотки, измерив сопротивление между кольцами коллектора. Полученное значение сопротивления должно составлять:

2,3-2,8 при 20'С для генератора на 70A,

1,8-2,2 при 20'С для генератора на 110A.

b - Установка

• Снятый передний подшипник подлежит обязательной замене.

Примечание:
Подшипники с полимерной защитой не требуют смазки.

• Удалите смазку, чтобы наружное кольцо подшипника не прилипало к корпусу подшипника.

• Установите:

- передний подшипник,

- ограничитель переднего подшипника,

- четыре болта крепления ограничителя переднего подшипника.

• Затяните болты ограничителя переднего подшипника моментом (3 Нм).

• Установите:

- проставку,

- передний подшипник,

- обводной ролик,

- гайку шкива.

Примечание:

Следите за тем, чтобы не повредить полюсы рютора при затягивании гайки шкива.

• Установите шкив в тиски, проложив между губками старый ремень, чтобы не повредить шкив.

• Затяните гайку шкива моментом (117Нм).

• Сожмите щетки (5) и удерживайте их в таком положении с помощью стержня (6) или проволоки, вставленной в отверстие в задней части заднего подшипника (7).

• Разогрейте зону вокруг корпуса заднего подшипника до 50 - 60"С, чтобы упростить установку заднего подшипника в корпус.

• Установите:

- передний подшипник, шкив и ротор в сборе на статор и задний подшипник в сборе

- болты переднего подшипника.

• Извлеките стержень или проволоку, фиксирующие щетки.

• Затяните болты переднего подшипника моментом (4 Нм).

• Поверните рукой шкив, чтобы проверить легкость вращения ротора.

• Проверьте правильность работы генератора.

2 - Замена регулятора напряжения

а - Снятие

• Отсоедините передний подшйпник, шкив и ротор в сборе от статора и заднего подшипника в сборе, используя отвертку с плоским наконечником.

• Выверните болты (8) регулятора напряжения.

• Разъедините паяные соединения (9) регулятора напряжения и отсоедините щетки и регулятор напряжения от мостового выпрямителя.

Примечание:
По окончании установки генератора выполните проверку регулятора напряжения, измерив подаваемое напряжение.

• Снимите регулятор напряжения.

b - Установка

Установите регулятор напряжения.

• Запаяйте соединения регулятора напряжения с мостовым выпрямителем.

• Установите болты регулятора напряжения.

• Затяните болты регулятора напряжения моментом (4 Нм).

• Установите передний подшипник, шкив и ротор в сборе на узел статор - задний подшипник.

• Проверьте правильность работы генератора.

3 - Замена щеток

а - Снятие

• Отсоедините передний подшипник, шкив и ротор в сборе от статора и заднего подшипника в сборе, используя отвертку с плоским наконечником.

• Снимите регулятор напряжения.

• Снимите:

- панель (10),

- защитный кожух (11).

• Распаяйте соединения щеткодержателя одной щетки, затем другой.

• Снимите щетки с пружинами.

• Проверьте степень износа каждой щетки. Замените щетки, если:

- рабочая длина щетки составляет менее 15 мм,

- щетки изношены по краям,

- щетки имеют трещины.

b - Установка

• Очистите щётки и их крепления, удалив частицы сажи с помощью чистой салфетки.

• Установите щетки с пружинами.

• Запаяйте соединения щеткодержателя одной щетки, затем другой^

• Убедитесь, что щетки свободно движутся в креплениях.

• Убедитесь, что пружины щетки работают правильно и быстро: при прижимании щеток пальцем вниз они должны свободно двигаться в креплениях, при отпускании пальца они должны возвращаться в первоначальное положение под воздействием пружин.

• Установите:

- регулятор напряжения,

- передний подшипник, шкив и ротор в сборе на узел статор - задний подшипник.

• Проверьте правильность работы генератора.

4 - Замена статора

а - Снятие

• Отсоедините передний подшипник, шкив и ротор в сборе от статора и заднего подшипника в сборе, используя отвертку с плоским наконечником.

Примечание:
Для надежной фиксации клемм обмотки статора используйте припой с высокой температурой плавления (230'С).

• Выполняйте разъединение быстро, используя (в течение не более 5 секунд), паяльник мощностью 180 - 270 В, так как перегрев диода вызывает его повреждение.

• Распаяйте концы (12) обмотки статора.

Примечание:
Во избежание повреждения обмотки стартера не вставляйте отвёртку дальше, чем на 2 мм.

• Снимите статор, воспользовавшись отверткой с плоским наконечником

• Осмотрите обмотку на предмет потемнения цвета.

• Проверьте:

- нет ли соединения обмотки стартера с «массой», измерив conpoтивление между «массой» статора концами обмотки: сопротивление должно быть равно бесконечности

- сопротивление обмотки, измерив сопротивление каждой обмотки.

• Сопротивление каждой обмотки должно составлять:

0,049 - 0,059 при 20oC дпя генератора на 70 А,

0,044 - 0,054 при 20oC дпя генератора на 110 А.

b - Установка

• Установите статор на задний подшипник.

Примечание:
Чтобы обеспечить надежное крепление клемм регулятора напряжения и клемм статора, используйте припой с высокой температурой плавления (230"С).

• Выполняйте соединение быстро используя (в течение не более 5 секунд), паяльник мощностью 180 - 270 В, так как перегрев диода вызывает его повреждение.

• Распаяйте концы обмотки статора.

• Установите передний подшипник шкив и ротор в сборе на узел статор

- задний подшипник.

• Проверьте правильность работы генератора.

5 - Замена мостового выпрямителя

а - Снятие

• Отсоедините передний подшипник шкив и ротор в сборе от статора и заднего подшипника в сборе, используя отвертку с плоским наконечником.

• Снимите:

- статор,

- регулятор напряжения.

• Выверните болт (13) мостового выпрямителя.

• Снимите:

- гайку (14) с клеммы В,

- изолятор (15),

- мостовой выпрямитель с заднего подшипника.

• Проверьте проводимость между:

- теплоотводом (16) и каждой из трех клемм (17),

- отрицательным контактом (18) теплоотвода и каждой из трех клемм (17).

МОДЕЛИ С ДВИГАТЕЛЕМ K7J ИЛИ К7М И РУЛЕВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ С УСИЛИТЕЛЕМ

Моменты затяжки
Болты регулятора напряжения 2 Нм
Болт разъема V 1 Нм
Болт защитной крышки 4Нм
Гайка клеммы В2+ 19 Нм
Гайка клеммы В1 + 12 Нм
Болты крепления щитка 3 Нм
Болты 5 Нм
Гайка шкива 65 Нм
Болты мостового выпрямителя 4 Нм

Снятие

• Установите автомобиль на двухстоечный подъемник.

• Отключите аккумуляторную батарею.

• Снимите:

- ремень привода вспомогательного оборудования,

- генератор.

Проверка генератора

• Выполните проверку генератора на стенде по схеме, приведенной выше, используя:

- амперметр со шкалой 0 -150 А,

- вольтметр со шкалой 0-30 В,

- резистор с переменным сопротивлением с пределом по току более 150 А.

а - Проверка регулируемого напряжения

• Замкните контакт (SW1): контрольная лампа (LA) должна загореться.

• Увеличьте сопротивление нагрузки до максимального значения (уменьшите значение тока).

• Замкните контакт (SW2).

• Установите частоту вращения генератора 3000 об/мин.

• Отрегулируйте сопротивление нагрузки так, чтобы напряжение на клемме В составляло 13,5 BV.

• Через 30 минут отрегулируйте сопротивление нагрузки, обеспечив на клемме В напряжение, равное 13,5 В.

• Увеличьте частоту вращения до 6000 об/мин.

• Измерьте ток с помощью амперметра: он должен составлять не менее 98 А (измерения производятся в разогретом состоянии).

• Если указанные величины не соответствуют норме, снимите генератор, чтобы выявить неисправный компонент.

• Так регулятор является элементом термокомпенсации, регулируемое напряжение изменяется в зависимости от температуры регулятора. Если температура превышает -15"С, регулируемое напряжение снижается приблизительно на 0,01 В/"С.

• Если значение тока генератора превышает 5 А, продолжите зарядку, пока он не опустится ниже 5 А или замените аккумулятор (ВАТ) заряженным.

• Замените регулятор напряжения, если регулируемое напряжение не равно 14,4 ±0,3 В (при 20"С).

b - Проверка тока

Ремонт

1 - Замена регулятора напряжения

а - Снятие

• Пометьте гайки (1) и (2) , чтобы не перепутать их при последующей установке.

• Снимите:

- гайку (1)клеммы В1+,

- гайку (2) клеммы В2+,

- болт (3) защитной крышки,

- защитный кожух (4).

• Измерьте емкость интерференци- онного конденсатора между точка- ми (5) и (6).

• Указанная величина должна находиться между 2,0 и 2,4 мкФ.

• Замкните и снимите заряд конденсатора во избежание воспламенения чистящего средства, используемого для чистки компонентов генератора.

• Пометьте болты (8), чтобы не перепутать их при последующей установке.

Примечание:
Следите за тем, чтобы не повредить щетки при снятии регулятора.

• Снимите:

• болты (7) регулятора напряжения,

• болт (8) разъема V,

• регулятор напряжения (9).

• Проверьте:

- нет ли наружных повреждений регулятора напряжения,

- свободно ли движутся щетки.

• Замените регулятор напряжения, если щетки сломаны или размер (а) не превышает 6 мм (если установлены новые щетки, указанный размер составляет 13,2 мм).

b - Установка .

• Установите:

- регулятор напряжения,

- болт разъема V,

- болты регулятора напряжения.

• Затяните требуемым моментом:

- болты регулятора напряжения (2 Нм),

- болт разъема V (1 Нм).

• Установите:

- защитный чехол,

- болт защитной крышки,

- гайку клеммы В2+,

- гайку клеммы В1+,

• Затяните требуемым моментом:

- болт защитной крышки (4 Нм),

- гайку клеммы В2+(19 Нм),

- гайку клеммы В1+(12 Нм),

• Проверьте правильность работы генератора.

2 - Замена ротора

а - Снятие

• Снимите регулятор напряжения.

• Отметьте положение переднего подшипника, заднего подшипника и статора.

Примечание:
Для снятия или установки шкива не пользуйтесь отверткой. Повреждение переднего подшипника может привести к выходу генератора из строя.

• Установите:

- генератор в тиски с мягкими губками,

- шестигранную головку (10) из комплекта (Mot. 1732),

- наконечник (12) (соответствующий выступу на роторе генератора) из комплекта (Mot. 1732).

• Удерживая вал ротора генератора с помощью наконечника (12) и поверните шестигранную головку (10) против часовой стрелки.

• Снимите шкив (11).

• Выверните четыре болта сборки (13).

Примечание:
Подшипники генератора выполнены из алюминия методом литья под давлением.

• Следите за тем, чтобы не повредить передний или задний подшипник при снятии генератора.

• Деформация или повреждение поверхности может стать причиной неправильной работы компонентов генератора и повреждения генератора в процессе работы.

Примечание:
При необходимости аккуратно разделите узлы с помощью молотка с резиновым бойком.

• Отсоедините ротор и передний подшипник в сборе (14) от узла статор - задний подшипник (15).

Примечание:
Следите за тем, чтобы не повредить передний подшипник в процессе извлечения ротора.

• Снимите ротор, используя съемник для подшипников (16).

• Снимите регулировочное кольцо (17).

Примечание:
• Если при работе переднего подшипника слышен шум или подшипник вращается рывками, рекомендуется проверить состояние подшипника, когда он установлен 8 корпус.

• Задний подшипник и коллектор не поставляются отдельно: предусмотрена поставка заднего подшипника и коллектора, установленных на ротор.

• Проверьте передний и задний подшипники на предмет:

- посторонних шумов,

- утечки смазки (если утечка небольшая, протрите и удалите следы смазки),

• неравномерного вращения.

• Снимите:

- разделительную прокладку (18) с переднего подшипника,

- болты крепления (19) щитка,

• Снимите щиток (20).

• Извлеките передний подшипник (21) с помощью кольца (22), установленного только рядом с внутренним кольцом подшипника.

• Проверьте:

- наличие соединения обмотки с «массой», измерив сопротивление между двумя кольцами коллектора (24) и валом или полюсами ротора (23): сопротивление должно быть бесконечным,

- сопротивление обмотки, измерив сопротивление между двумя кольцами коллектора (24): полученное значение должно находиться между 1,8 и 2,2 при 20*С.

• Измерьте биение ротора, установив его на V-образные блоки и расположив его горизонтально: измеренное с помощью циферблатного индикатора - биение не должно быть более 0,05 мм.

• Измерьте биение коллектора ротора, установив ротор на V-образные блоки и расположив его горизонтально: измеренное с помощью циферблатного индикатора биение не должно быть более 0,03 мм.

 Измерьте диаметр коллектора: диаметр колец коллектора не должен быть меньше 14,9 мм (диаметр колец коллектора нового ротора составляет 15,6 мм).

• Удалите следы загрязнений и сажи с поверхности ротора с помощью чистой салфетки..

• Если обнаружен повышенный износ поверхности колец коллектора, проверьте компоненты, которые могут быть неисправны: щетки, сопротивление обмотки ротора, подшипники на предмет утечки смазки, наличие следов масла, др.

b - Установка

• Обязательно замените:

- снятый передний подшипник,

- регулировочное кольцо.

Примечание:
Нет необходимости смазывать подшипники.

• Для установки переднего подшипника используйте кольцо, установленное на наружном кольце подшипника.

• Удалите смазку, чтобы наружное кольцо подшипника не прилипало к корпусу подшипника.

• Установите:

- передний подшипник,

- щиток,

- болты щитка.

• Затяните болты крепления щитка моментом (3 Нм).

• Установите:

- разделительную прокладку (направив ее стороной с меньшим диаметром в сторону переднего подшипника),

- ротор в передний подшипник с помощью кольца, установленного рядом с внутренним кольцом подшипника.

• Установите регулировочное кольцо.

Примечание:
После установки расположите кольцо щеткодержателя между двумя резьбовыми отверстиями (25).

 Установите ротор и передний подшипник в сборе на узел статор - задний подшипник.

• Установите четыре сборочных болта.

• Затяните болты моментом (5 Нм).

• Установите обводной ролик.

• Установите:

- генератор в тиски с мягкими губками,

- шестигранную головку (26) из комплекта (Mot. 1732),

- наконечник (27) (соответствующий выступу на роторе генератора) из комплекта (Mot. 1732).

• Удерживая вал ротора генератора с помощью наконечника (27), поверните шестигранную головку (26) по часовой стрелке.

• Затяните гайку шкива моментом (65 Нм).

• Поверните рукой шкив, чтобы проверить легкость вращения ротора.

• Установите регулятор напряжения.

• Проверьте правильность работы генератора.

3 - Замена мостового выпрямителя

а - Снятие

• Снимите регулятор напряжения.

• Снимите передний подшипник, шкив и ротор в сборе с узла статор-задний подшипник.

• Разъедините все паяные соединения между статором и мостовым выпрямителем, используя отвертку с плоским наконечником.

• Снимите:

- болты (28) мостового выпрямителя,

- мостовой выпрямитель.

• Выполните проверку мостового выпрямителя с помощью контрольной лампы, которая поставляется в комплекте с источником постоянного напряжения 12 В.

• Присоедините контрольную лампу в одном направлении, затем измените полярность. Лампа присоединяется между:

- клеммой В2+ (29) и каждым из диодных соединений (30),

- диодным теплоотводом (3 1) и каждым из диодных соединений (32).

• Контрольная лампа должна гореть только при присоединении в одном направлении: если контрольная лампа горит при присоединении в обоих направлениях или не загорается вообще, соответствующий диод неисправен.

• Замените мостовой выпрямитель, если один или несколько диодов неисправны.

Ь - Установка

• Установите мостовой выпрямитель.

• Поместите концы обмотки статора в зоны пайки.

• Заверните болты мостового выпрямителя.

• Затяните болты мостового выпрямителя моментом (4 Нм).

• Используя комбинированные щипцы, закрепите концы обмотки статора.

• Припаяйте клеммы статора, используя паяльник мощностью 180 Вт, припой с высокой температурой плавления (480'С) и пастообразный флюс.

• Установите передний подшипник, шкив и ротор в сборе на узел статор - задний подшипник.

• Установите регулятор напряжения.

• Проверьте правильность работы генератора.

4 - Замена статора

а - Снятие

• Снимите регулятор напряжения.

• Снимите передний подшипник, шкив и ротор в сборе с узла статор -задний подшипник.

• Отметьте положение установки статора и заднего подшипника.

• Снимите:

- мостовой выпрямитель,

- статора.

• Осмотрите обмотку на предмет изменения цвета.

• Проверьте:

- нет ли соединения обмотки статора с «массой», измерив сопротивление между рамой статора (33) и клеммами (34) обмотки статора: сопротивление должно быть равно бесконечности,

- сопротивление обмотки, измеренное между клеммами (34) обмотки статора: не должно превышать 0,1 при 20'С.

- Замените статор, если он неисправен.

b - Установка

• Установите:

- статор на задний подшипник,

- мостовой выпрямитель,

• Установите передний подшипник, шкив и ротор в сборе на узел статор - задний подшипник.

• Установите регулятор напряжения.

• Проверьте правильность работы генератора.

• Установите:

- генератор,

- ремень привода вспомогательного оборудования.

• Подключите аккумуляторную батарею.