Разборка, проверка и ремонт генератора
МОДЕЛИ С ДВИГАТЕЛЕМ K7J ИЛИ К7М И MEХАНИЧЕСКИМ РУЛЕВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ
Моменты затяжки | |
Болты ограничителя переднего подшипника моментом | З Нм |
Гайка шкива моментом | 117 Нм |
Болты переднего подшипника моментом | 4 Нм |
Болты регулятора напряжения моментом | 4 Нм |
Гайка клеммы В | 16 Нм |
Болт мостового выпрямителя | 4Нм |
Снятие
• Установите автомобиль на двухстоечный подъемник.
• Отключите аккумуляторную батарею.
• Снимите:
- ремень привода вспомогательного оборудования,
- генератор.
Проверка генератора
• Выполните проверку генератора на стенде по схеме, приведенной выше, используя:
- амперметр со шкалой 0 -150 А (для генератора на 110 А) или амперметр со шкалой 0 -100 А (для генератора на 70 А),
- вольтметр со шкалой 0 - 30 В,
• Резистор с переменным сопротивлением, более 150 А (для генератора на 110 А) или резистор с переменным сопротивлением, более 100 А (для генератора на 70 А).
а - Проверка регулируемого напряжения
• Замкните контакт (SW1), при этом контакт (SW2) должен быть открыт. В этом случае контрольная лампа (LA) должна гореть: если она не горит, измерьте напряжение на клемме L
• Проверьте, приближено ли значение напряжения на генераторе (ALT) (клемма L, контакт 1) к значения напряжения аккумулятора.
Низкое напряжение указывает на то, что контрольная лампа или ее проводка неисправна.
• Постепенно увеличивайте частоту вращения генератора, наблюдая, как контрольная лампа загорается при частоте вращения 2000 об/мин. Напряжение выше 15 В указывает на неисправность регулятора. Если подаваемое напряжение не превышает напряжение аккумулятора, генератор не вырабатывает ток.
В этом случае следует снять генератор, чтобы выявить неисправный компонент.
• Постепенно повышайте частоту вращения генератор» до 5000 об/ мин.
Если показания амперметра не превышают 5 А, измерьте напряжение: это регулируемое напряжение. Так как регулятор является элементом термокомпенсации, регулируемое напряжение изменяется в зависимости от температуры регулятора. Если температура превышает 10*С, регулируемое напряжение снижается приблизительно на 0 - 0,12В.
• Если значение тока генератора превышает 5 А, продолжите зарядку, пока он не опустится ниже 5 А или замените аккумулятор (ВАТ) заряженным.
Замените регулятор напряжения, если регулируемое напряжение не равно 14,4+ 0,3 В (при 20'С).
b - Проверка тока
• Замкните контакт (SW1): контрольная лампа должна гореть.
• Увеличьте сопротивление нагрузки (R) до максимального значения (уменьшите значение тока).
• Замкните контакт (SW2). Установите частоту вращения генератора 3000 об/мин.
• Отрегулируйте сопротивление нагрузки так, чтобы напряжение на клемме В составляло 13,5 В.
• Через 30 минут отрегулируйте сопротивление нагрузки, обеспечив на клемме В напряжение, равное 13,5 В.
• Увеличьте частоту вращения до 6000 об/мин.
• Проверьте показания амперметра: значение должно составлять не менее 72,5 А для генератора на 70 А и не менее 108 А для генератора на 110 А (измерения проводить в нагретом состоянии).
Если указанные величины не соответствуют норме, снимите генератор, чтобы выявить неисправный компонент.
Ремонт
1 - Замена ротора
а - Снятие
• Отметьте положение установки переднего и заднего подшипников.
• Отверните болты (1) переднего подшипника.
Примечание:
Во избежание повреждения обмотки статора не вставляйте отвертку дальше, чем на 2 мм.
• Отсоедините передний подшипник, шкив и ротор в сборе от статора и заднего подшипника в сборе, используя отвертку с плоским наконечником.
Примечание:
Следите за тем, чтобы не повредить полюсы ротора при снятии гайки шкива.
• Установите шкив в тиски, проложив между губками старый ремень, чтобы не повредить шкив.
• Снимите:
- гайку шкива (2),
- обводной ролик,
- передний подшипник.
• Снимите проставку (4).
Примечание:
Если при работе переднего подшипника слышен шум или подшипник вращается рывками, рекомендуется проверить состояние подшипника, когда он установлен в корпус.
• Проверьте состояние переднего подшипника на предмет:
- посторонних шумов,
- утечки смазочного вещества (если утечка небольшая, протрите и удалите следы смазки),
- неравномерного вращения.
• Снимите:
- четыре болта (3) ограничителя подшипника,
- ограничитель подшипника.
• Извлеките подшипник из корпуса переднего подшипника.
Примечание:
• Если при работе заднего подшипника слышен шум или подшипник вращается рывками, рекомендуется проверить состояние подшипника, когда передний подшипник установлен на вал.
• Задний подшипник не является самостоятельной зап. частью и не поставляется отдельно. Если подшипник неисправен, замените ротор.
• Проверьте подшипник на предмет:
- посторонних шумов,
- утечки смазочного вещества (если утечка небольшая, протрите и удалите следы смазки),
- неравномерного вращения.
Примечание:
Коллектор не поставляется отдельно, предусмотрена поставка коллектор», установленного на ротор.
• Измерьте диаметр коллектора: минимальное допустимое значение диаметра коллектор» при износе составляет 22 мм.
• Проверьте компоненты, которые могут иметь чрезмерный износ: щетки, сопротивление обмотки ротора, подшипники на предмет утечки, наличие следов масла, др.
• Проверьте наличие соединения обмотки с «массой», измерив сопротивление между кольцами коллектора и валом или полюсами ротора: сопрютивление должно быть бесконечным.
• Измерьте сопротивление обмотки, измерив сопротивление между кольцами коллектора. Полученное значение сопротивления должно составлять:
2,3-2,8 при 20'С для генератора на 70A,
1,8-2,2 при 20'С для генератора на 110A.
b - Установка
• Снятый передний подшипник подлежит обязательной замене.
Примечание:
Подшипники с полимерной защитой не требуют смазки.
• Удалите смазку, чтобы наружное кольцо подшипника не прилипало к корпусу подшипника.
• Установите:
- передний подшипник,
- ограничитель переднего подшипника,
- четыре болта крепления ограничителя переднего подшипника.
• Затяните болты ограничителя переднего подшипника моментом (3 Нм).
• Установите:
- проставку,
- передний подшипник,
- обводной ролик,
- гайку шкива.
Примечание:
Следите за тем, чтобы не повредить полюсы рютора при затягивании гайки шкива.
• Установите шкив в тиски, проложив между губками старый ремень, чтобы не повредить шкив.
• Затяните гайку шкива моментом (117Нм).
• Сожмите щетки (5) и удерживайте их в таком положении с помощью стержня (6) или проволоки, вставленной в отверстие в задней части заднего подшипника (7).
• Разогрейте зону вокруг корпуса заднего подшипника до 50 - 60"С, чтобы упростить установку заднего подшипника в корпус.
• Установите:
- передний подшипник, шкив и ротор в сборе на статор и задний подшипник в сборе
- болты переднего подшипника.
• Извлеките стержень или проволоку, фиксирующие щетки.
• Затяните болты переднего подшипника моментом (4 Нм).
• Поверните рукой шкив, чтобы проверить легкость вращения ротора.
• Проверьте правильность работы генератора.
2 - Замена регулятора напряжения
а - Снятие
• Отсоедините передний подшйпник, шкив и ротор в сборе от статора и заднего подшипника в сборе, используя отвертку с плоским наконечником.
• Выверните болты (8) регулятора напряжения.
• Разъедините паяные соединения (9) регулятора напряжения и отсоедините щетки и регулятор напряжения от мостового выпрямителя.
Примечание:
По окончании установки генератора выполните проверку регулятора напряжения, измерив подаваемое напряжение.
• Снимите регулятор напряжения.
b - Установка
Установите регулятор напряжения.
• Запаяйте соединения регулятора напряжения с мостовым выпрямителем.
• Установите болты регулятора напряжения.
• Затяните болты регулятора напряжения моментом (4 Нм).
• Установите передний подшипник, шкив и ротор в сборе на узел статор - задний подшипник.
• Проверьте правильность работы генератора.
3 - Замена щеток
а - Снятие
• Отсоедините передний подшипник, шкив и ротор в сборе от статора и заднего подшипника в сборе, используя отвертку с плоским наконечником.
• Снимите регулятор напряжения.
• Снимите:
- панель (10),
- защитный кожух (11).
• Распаяйте соединения щеткодержателя одной щетки, затем другой.
• Снимите щетки с пружинами.
• Проверьте степень износа каждой щетки. Замените щетки, если:
- рабочая длина щетки составляет менее 15 мм,
- щетки изношены по краям,
- щетки имеют трещины.
b - Установка
• Очистите щётки и их крепления, удалив частицы сажи с помощью чистой салфетки.
• Установите щетки с пружинами.
• Запаяйте соединения щеткодержателя одной щетки, затем другой^
• Убедитесь, что щетки свободно движутся в креплениях.
• Убедитесь, что пружины щетки работают правильно и быстро: при прижимании щеток пальцем вниз они должны свободно двигаться в креплениях, при отпускании пальца они должны возвращаться в первоначальное положение под воздействием пружин.
• Установите:
- регулятор напряжения,
- передний подшипник, шкив и ротор в сборе на узел статор - задний подшипник.
• Проверьте правильность работы генератора.
4 - Замена статора
а - Снятие
• Отсоедините передний подшипник, шкив и ротор в сборе от статора и заднего подшипника в сборе, используя отвертку с плоским наконечником.
Примечание:
Для надежной фиксации клемм обмотки статора используйте припой с высокой температурой плавления (230'С).
• Выполняйте разъединение быстро, используя (в течение не более 5 секунд), паяльник мощностью 180 - 270 В, так как перегрев диода вызывает его повреждение.
• Распаяйте концы (12) обмотки статора.
Примечание:
Во избежание повреждения обмотки стартера не вставляйте отвёртку дальше, чем на 2 мм.
• Снимите статор, воспользовавшись отверткой с плоским наконечником
• Осмотрите обмотку на предмет потемнения цвета.
• Проверьте:
- нет ли соединения обмотки стартера с «массой», измерив conpoтивление между «массой» статора концами обмотки: сопротивление должно быть равно бесконечности
- сопротивление обмотки, измерив сопротивление каждой обмотки.
• Сопротивление каждой обмотки должно составлять:
0,049 - 0,059 при 20oC дпя генератора на 70 А,
0,044 - 0,054 при 20oC дпя генератора на 110 А.
b - Установка
• Установите статор на задний подшипник.
Примечание:
Чтобы обеспечить надежное крепление клемм регулятора напряжения и клемм статора, используйте припой с высокой температурой плавления (230"С).
• Выполняйте соединение быстро используя (в течение не более 5 секунд), паяльник мощностью 180 - 270 В, так как перегрев диода вызывает его повреждение.
• Распаяйте концы обмотки статора.
• Установите передний подшипник шкив и ротор в сборе на узел статор
- задний подшипник.
• Проверьте правильность работы генератора.
5 - Замена мостового выпрямителя
а - Снятие
• Отсоедините передний подшипник шкив и ротор в сборе от статора и заднего подшипника в сборе, используя отвертку с плоским наконечником.
• Снимите:
- статор,
- регулятор напряжения.
• Выверните болт (13) мостового выпрямителя.
• Снимите:
- гайку (14) с клеммы В,
- изолятор (15),
- мостовой выпрямитель с заднего подшипника.
• Проверьте проводимость между:
- теплоотводом (16) и каждой из трех клемм (17),
- отрицательным контактом (18) теплоотвода и каждой из трех клемм (17).
МОДЕЛИ С ДВИГАТЕЛЕМ K7J ИЛИ К7М И РУЛЕВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ С УСИЛИТЕЛЕМ
Моменты затяжки | |
Болты регулятора напряжения | 2 Нм |
Болт разъема V | 1 Нм |
Болт защитной крышки | 4Нм |
Гайка клеммы В2+ | 19 Нм |
Гайка клеммы В1 + | 12 Нм |
Болты крепления щитка | 3 Нм |
Болты | 5 Нм |
Гайка шкива | 65 Нм |
Болты мостового выпрямителя | 4 Нм |
Снятие
• Установите автомобиль на двухстоечный подъемник.
• Отключите аккумуляторную батарею.
• Снимите:
- ремень привода вспомогательного оборудования,
- генератор.
Проверка генератора
• Выполните проверку генератора на стенде по схеме, приведенной выше, используя:
- амперметр со шкалой 0 -150 А,
- вольтметр со шкалой 0-30 В,
- резистор с переменным сопротивлением с пределом по току более 150 А.
а - Проверка регулируемого напряжения
• Замкните контакт (SW1): контрольная лампа (LA) должна загореться.
• Увеличьте сопротивление нагрузки до максимального значения (уменьшите значение тока).
• Замкните контакт (SW2).
• Установите частоту вращения генератора 3000 об/мин.
• Отрегулируйте сопротивление нагрузки так, чтобы напряжение на клемме В составляло 13,5 BV.
• Через 30 минут отрегулируйте сопротивление нагрузки, обеспечив на клемме В напряжение, равное 13,5 В.
• Увеличьте частоту вращения до 6000 об/мин.
• Измерьте ток с помощью амперметра: он должен составлять не менее 98 А (измерения производятся в разогретом состоянии).
• Если указанные величины не соответствуют норме, снимите генератор, чтобы выявить неисправный компонент.
• Так регулятор является элементом термокомпенсации, регулируемое напряжение изменяется в зависимости от температуры регулятора. Если температура превышает -15"С, регулируемое напряжение снижается приблизительно на 0,01 В/"С.
• Если значение тока генератора превышает 5 А, продолжите зарядку, пока он не опустится ниже 5 А или замените аккумулятор (ВАТ) заряженным.
• Замените регулятор напряжения, если регулируемое напряжение не равно 14,4 ±0,3 В (при 20"С).
b - Проверка тока
Ремонт
1 - Замена регулятора напряжения
а - Снятие
• Пометьте гайки (1) и (2) , чтобы не перепутать их при последующей установке.
• Снимите:
- гайку (1)клеммы В1+,
- гайку (2) клеммы В2+,
- болт (3) защитной крышки,
- защитный кожух (4).
• Измерьте емкость интерференци- онного конденсатора между точка- ми (5) и (6).
• Указанная величина должна находиться между 2,0 и 2,4 мкФ.
• Замкните и снимите заряд конденсатора во избежание воспламенения чистящего средства, используемого для чистки компонентов генератора.
• Пометьте болты (8), чтобы не перепутать их при последующей установке.
Примечание:
Следите за тем, чтобы не повредить щетки при снятии регулятора.
• Снимите:
• болты (7) регулятора напряжения,
• болт (8) разъема V,
• регулятор напряжения (9).
• Проверьте:
- нет ли наружных повреждений регулятора напряжения,
- свободно ли движутся щетки.
• Замените регулятор напряжения, если щетки сломаны или размер (а) не превышает 6 мм (если установлены новые щетки, указанный размер составляет 13,2 мм).
b - Установка .
• Установите:
- регулятор напряжения,
- болт разъема V,
- болты регулятора напряжения.
• Затяните требуемым моментом:
- болты регулятора напряжения (2 Нм),
- болт разъема V (1 Нм).
• Установите:
- защитный чехол,
- болт защитной крышки,
- гайку клеммы В2+,
- гайку клеммы В1+,
• Затяните требуемым моментом:
- болт защитной крышки (4 Нм),
- гайку клеммы В2+(19 Нм),
- гайку клеммы В1+(12 Нм),
• Проверьте правильность работы генератора.
2 - Замена ротора
а - Снятие
• Снимите регулятор напряжения.
• Отметьте положение переднего подшипника, заднего подшипника и статора.
Примечание:
Для снятия или установки шкива не пользуйтесь отверткой. Повреждение переднего подшипника может привести к выходу генератора из строя.
• Установите:
- генератор в тиски с мягкими губками,
- шестигранную головку (10) из комплекта (Mot. 1732),
- наконечник (12) (соответствующий выступу на роторе генератора) из комплекта (Mot. 1732).
• Удерживая вал ротора генератора с помощью наконечника (12) и поверните шестигранную головку (10) против часовой стрелки.
• Снимите шкив (11).
• Выверните четыре болта сборки (13).
Примечание:
Подшипники генератора выполнены из алюминия методом литья под давлением.
• Следите за тем, чтобы не повредить передний или задний подшипник при снятии генератора.
• Деформация или повреждение поверхности может стать причиной неправильной работы компонентов генератора и повреждения генератора в процессе работы.
Примечание:
При необходимости аккуратно разделите узлы с помощью молотка с резиновым бойком.
• Отсоедините ротор и передний подшипник в сборе (14) от узла статор - задний подшипник (15).
Примечание:
Следите за тем, чтобы не повредить передний подшипник в процессе извлечения ротора.
• Снимите ротор, используя съемник для подшипников (16).
• Снимите регулировочное кольцо (17).
Примечание:
• Если при работе переднего подшипника слышен шум или подшипник вращается рывками, рекомендуется проверить состояние подшипника, когда он установлен 8 корпус.
• Задний подшипник и коллектор не поставляются отдельно: предусмотрена поставка заднего подшипника и коллектора, установленных на ротор.
• Проверьте передний и задний подшипники на предмет:
- посторонних шумов,
- утечки смазки (если утечка небольшая, протрите и удалите следы смазки),
• неравномерного вращения.
• Снимите:
- разделительную прокладку (18) с переднего подшипника,
- болты крепления (19) щитка,
• Снимите щиток (20).
• Извлеките передний подшипник (21) с помощью кольца (22), установленного только рядом с внутренним кольцом подшипника.
• Проверьте:
- наличие соединения обмотки с «массой», измерив сопротивление между двумя кольцами коллектора (24) и валом или полюсами ротора (23): сопротивление должно быть бесконечным,
- сопротивление обмотки, измерив сопротивление между двумя кольцами коллектора (24): полученное значение должно находиться между 1,8 и 2,2 при 20*С.
• Измерьте биение ротора, установив его на V-образные блоки и расположив его горизонтально: измеренное с помощью циферблатного индикатора - биение не должно быть более 0,05 мм.
• Измерьте биение коллектора ротора, установив ротор на V-образные блоки и расположив его горизонтально: измеренное с помощью циферблатного индикатора биение не должно быть более 0,03 мм.
Измерьте диаметр коллектора: диаметр колец коллектора не должен быть меньше 14,9 мм (диаметр колец коллектора нового ротора составляет 15,6 мм).
• Удалите следы загрязнений и сажи с поверхности ротора с помощью чистой салфетки..
• Если обнаружен повышенный износ поверхности колец коллектора, проверьте компоненты, которые могут быть неисправны: щетки, сопротивление обмотки ротора, подшипники на предмет утечки смазки, наличие следов масла, др.
b - Установка
• Обязательно замените:
- снятый передний подшипник,
- регулировочное кольцо.
Примечание:
Нет необходимости смазывать подшипники.
• Для установки переднего подшипника используйте кольцо, установленное на наружном кольце подшипника.
• Удалите смазку, чтобы наружное кольцо подшипника не прилипало к корпусу подшипника.
• Установите:
- передний подшипник,
- щиток,
- болты щитка.
• Затяните болты крепления щитка моментом (3 Нм).
• Установите:
- разделительную прокладку (направив ее стороной с меньшим диаметром в сторону переднего подшипника),
- ротор в передний подшипник с помощью кольца, установленного рядом с внутренним кольцом подшипника.
• Установите регулировочное кольцо.
Примечание:
После установки расположите кольцо щеткодержателя между двумя резьбовыми отверстиями (25).
Установите ротор и передний подшипник в сборе на узел статор - задний подшипник.
• Установите четыре сборочных болта.
• Затяните болты моментом (5 Нм).
• Установите обводной ролик.
• Установите:
- генератор в тиски с мягкими губками,
- шестигранную головку (26) из комплекта (Mot. 1732),
- наконечник (27) (соответствующий выступу на роторе генератора) из комплекта (Mot. 1732).
• Удерживая вал ротора генератора с помощью наконечника (27), поверните шестигранную головку (26) по часовой стрелке.
• Затяните гайку шкива моментом (65 Нм).
• Поверните рукой шкив, чтобы проверить легкость вращения ротора.
• Установите регулятор напряжения.
• Проверьте правильность работы генератора.
3 - Замена мостового выпрямителя
а - Снятие
• Снимите регулятор напряжения.
• Снимите передний подшипник, шкив и ротор в сборе с узла статор-задний подшипник.
• Разъедините все паяные соединения между статором и мостовым выпрямителем, используя отвертку с плоским наконечником.
• Снимите:
- болты (28) мостового выпрямителя,
- мостовой выпрямитель.
• Выполните проверку мостового выпрямителя с помощью контрольной лампы, которая поставляется в комплекте с источником постоянного напряжения 12 В.
• Присоедините контрольную лампу в одном направлении, затем измените полярность. Лампа присоединяется между:
- клеммой В2+ (29) и каждым из диодных соединений (30),
- диодным теплоотводом (3 1) и каждым из диодных соединений (32).
• Контрольная лампа должна гореть только при присоединении в одном направлении: если контрольная лампа горит при присоединении в обоих направлениях или не загорается вообще, соответствующий диод неисправен.
• Замените мостовой выпрямитель, если один или несколько диодов неисправны.
Ь - Установка
• Установите мостовой выпрямитель.
• Поместите концы обмотки статора в зоны пайки.
• Заверните болты мостового выпрямителя.
• Затяните болты мостового выпрямителя моментом (4 Нм).
• Используя комбинированные щипцы, закрепите концы обмотки статора.
• Припаяйте клеммы статора, используя паяльник мощностью 180 Вт, припой с высокой температурой плавления (480'С) и пастообразный флюс.
• Установите передний подшипник, шкив и ротор в сборе на узел статор - задний подшипник.
• Установите регулятор напряжения.
• Проверьте правильность работы генератора.
4 - Замена статора
а - Снятие
• Снимите регулятор напряжения.
• Снимите передний подшипник, шкив и ротор в сборе с узла статор -задний подшипник.
• Отметьте положение установки статора и заднего подшипника.
• Снимите:
- мостовой выпрямитель,
- статора.
• Осмотрите обмотку на предмет изменения цвета.
• Проверьте:
- нет ли соединения обмотки статора с «массой», измерив сопротивление между рамой статора (33) и клеммами (34) обмотки статора: сопротивление должно быть равно бесконечности,
- сопротивление обмотки, измеренное между клеммами (34) обмотки статора: не должно превышать 0,1 при 20'С.
- Замените статор, если он неисправен.
b - Установка
• Установите:
- статор на задний подшипник,
- мостовой выпрямитель,
• Установите передний подшипник, шкив и ротор в сборе на узел статор - задний подшипник.
• Установите регулятор напряжения.
• Проверьте правильность работы генератора.
• Установите:
- генератор,
- ремень привода вспомогательного оборудования.
• Подключите аккумуляторную батарею.